15 Июля 2010

Паровоз Джорджа Стефенсона

Ричард ТревитикИзобретатель паровоза Джордж Стефенсон (1813) независимо от Р. Тревитика пришел к идее рельсового полотна для движения паровоза по аналогии с рельсовыми путями, которые использовались в шахтах для откатки угля. П. Забаринский в электронной версии книги «Стефенсон», которая впервые была опубликована в 1937 году, пишет о том, что Д. Стефенсон наблюдал рельсовые пути еще в детстве: «Еще в раннем детстве Джордж мог видеть рельсовую дорогу, проходившую возле лачуги его отца. На толстые поперечные доски были положены два параллельных ряда деревянных брусьев. Вдоль каждого бруса укреплялись металлические полосы, по которым катились вагонетки. Чтобы колеса не съезжали в сторону, полосы имели выступы-закраины, которые направляли движение вагонетки. Эта дорога принадлежала мистеру Блакетту, владельцу богатейших угольных копей в окрестностях Ньюкэстля, и считалась старейшей на всем севере Англии» (П. Забаринский, 1937). Д. Стефенсон опирался также на аналогию с рельсовыми путями, по которым двигались несовершенные, часто выходившие из строя угольные паровозы Блакетта – владельца Вайламских копей. «Вайламские паровозы, - пишет П. Забаринский, - были на языке у всех местных жителей. Смотреть на них приходили рабочие самых отдаленных шахт. О диковинных машинах рассказывали самые невероятные небылицы. Одни считали эту затею просто глупой и разорительной, другие находили ее вредной, даже преступной, третьи считали весьма опасной, и только немногие видели в ней какой-то практический смысл. Стефенсон, отзывчивый на всякое техническое новшество, не мог, разумеется, не заинтересоваться выдумкой Блакетта. Он не раз приходил в Вайлам, присутствовал при испытании паровозов, рассматривал их устройство, делился своими впечатлениями» (П.Забаринский, 1937).

П. Забаринский пишет о Джордже Стефенсоне: «Как за несколько веков до этого по пути, открытому Колумбом, устремились тысячи мореплавателей, колонизаторов, искателей наживы и приключений, так и по пути, указанному Стефенсоном, устремились изобретатели, инженеры, предприниматели-капиталисты. Он встречал теперь подражателей и даже конкурентов в лице тех, кто еще недавно были убежденными противниками его идеи».

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)