2 Июля 2010

Врожденные задатки таланта, статья Френсиса Гальтона «Наследственный талант и характер»

Рассматривая различные взгляды относительно природы гениальности, возникавшие в науке, следует упомянуть о Ф.Гальтоне, который является основателем концепции о существовании врожденных задатков таланта. Этот ученый отличался весьма широким кругом интересов, он занимался топографией, метеорологией, антропологией, а в 1865 г. опубликовал статью «Наследственный талант и характер», положившую начало серии работ по наследственности у человека. В 1869 г. вышла в свет книга Гальтона «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». Ф.Гальтон пытался решить проблему наследуемости одаренности, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, юрисприденции, спорта, военного дела, искусства, «государственных людей» и многих других с помощью, как мы теперь сказали бы, генеалогического метода психогенетики. По аналогии с распределением роста людей он предположил «существование некоторого постоянного среднего уровня умственных способностей, отклонение от которого как в сторону гениальности, так и в сторону идиотизма должно следовать закону, управляющему уклонением от всякого рода средних величин. Затем Ф.Гальтон перешел к анализу родословных трехсот семейств, насчитывавших до 1000 выдающихся людей, в числе которых 415 знаменитых. «Если только существует нечто вроде положительного закона о распределении гения в семействах, - писал Гальтон, - то он, очевидно, должен обнаружиться при статистическом изучении такого значительного числа примеров». Ученый был уверен, что ему удалось раскрыть этот закон распределения гения в семействах. Под природной одаренностью Гальтон понимал такие качества ума и характера, которые дают человеку возможность и способность совершать действия, ведущие к высокой репутации (известности). Эти действия, с точки зрения Гальтона, предполагают способность человека, предоставленного самому себе, в силу некоего внутреннего, присущего ему стимула, «восходить по тропинке к вершине человеческого величия, способность достигнуть этой вершины, преодолевая и уничтожая препятствия, мешающие свободному проявлению его деятельных стремлений». Разделяя теорию эволюции Ч.Дарвина, согласно которой механизмом совершенствования видов является естественный отбор, Гальтон считал, что механизм отбора должен работать и в обществе. Он предлагал поощрять браки между талантливыми людьми: «Раз мы не можем сомневаться в том, что передача таланта происходит как со стороны матери, так и отца, то насколько потомство было бы улучшено, если бы, предположим, выдающиеся женщины обычно выходили бы замуж за выдающихся мужчин, поколение за поколением». Главным аргументом в пользу наследуемости таланта он считал наличие семей с высокой плотностью выдающихся людей. В наше время все знакомы с примерами таких семей, среди которых родословные математиков Бернулли, музыкантов Бахов и т.д. Однако не все исследователи всерьез восприняли эти примеры как факты, подтверждающие представления Гальтона. М.Нордау в книге «Психофизиология гения и таланта» отмечал: «Появление нескольких одаренных талантов в одной и той же семье не только не служит доказательством наследственности таланта, но доказывает то, что в каждой семье, традиционно владеющей какой-либо профессией, выросший и нормально развитый ребенок может сделаться талантом только под влиянием примера, без того, чтобы для этого необходимо было особенное органическое устройство» (М.Нордау, 1908). Эти же соображения высказывал С.Л.Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии». «Для доказательства наследования способностей, - подчеркивает Рубинштейн, - обычно указывают на существование семейств, в которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков, братьев и потомков насчитывается не менее 18 значительных музыкальных дарований, из них 11 приходится на его родственников по нисходящей линии, причем в семье было всего 10 мужчин, не обнаруживших музыкальных дарований. Можно также указать на семью Ч.Дарвина, исключительно богатую целым рядом даровитых людей. Однако когда из подобных фактов непосредственно заключают о наследовании способностей... то допускают явную ошибку, не учитывая одного обстоятельства: в семье с большим количеством музыкальных дарований музыкальный отец не только передает своим детям определенные гены, но и оказывает влияние на развитие детей» (Рубинштейн, 2007, с.536).

1

  1. Пример с родословной И.С. Баха очевидно неудачен, так как "музыкальные способности" предполагают наличие музыкального слуха, то-есть физической способности тонко различать звуки ( которая очевидно может передаваться по наследству ) При наличии музыкального образования, которое обеспечивалось примером родителей- появлялись одаренные музыканты.

    Если предрасположенность " к таланту ", обусловлена генетически, то и распределение выдающихся людей в различных поколениях должно соответствовать законам Менделя.

    Интересно, это кто-нибудь проверял?

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)