3 Июля 2010

Исследования М. Розенцвейга, Э. Беннета и М. Даймонд

Интересен вопрос о том, какие физиологические и биохимические изменения могут происходить в мозге животных и человека под воздействием стимулирующего окружения, то есть постоянного притока разнообразной информации. Другими словами, как внешняя среда может запускать развитие определенных структурных элементов мозга? Этот вопрос однажды поставили перед собой американские ученые Марк Розенцвейг, Эдвард Беннет и Марион Даймонд. В 1972 году они провели экспериментальное исследование, в ходе которого удалось пролить свет на некоторые биохимические процессы, происходящие в мозге под влиянием информационных потоков. Во многих психологических работах указывается, что автором данного исследования является М. Даймонд, что, по-видимому, связано с ее важной ролью в организации эксперимента.

Розенцвейг, Беннет и Даймонд взяли крыс и разделили их на две группы. Животных первой группы они поместили на 4 - 10 недель в обогащенную среду, то есть в большую клетку с широким набором разных игрушек: качелей, лестниц, «беличьих колес» и т.д. Животных второй группы они содержали в течение тех же 4-10 недель в информационно обедненных условиях, то есть в маленькой пустой клетке без каких-либо развивающих объектов (игрушек). Когда Розенцвейг, Беннетт и Даймонд стали изучать мозг крыс, выращенных в разных условиях, они заметили следующее. Кора головного мозга крыс из обогащенных условий оказалась значительно тяжелее и толще. Уровень активности фермента ацетилхолинэстеразы, обеспечивающего быструю и эффективную передачу нервных импульсов между клетками мозга, оказался выше у крыс с обогащенным жизненным опытом. В обогащенных условиях у крыс развивались нейроны большего размера. Кроме того, соотношение РНК и ДНК - веществ, играющих важнейшую роль в росте клеток мозга, - было выше у крыс с обогащенным опытом. Наконец, под большим увеличением с использованием электронного микроскопа было обнаружено, что синапсы у крыс с богатым опытом на 50% больше, чем у крыс, выращенных в обедненных условиях. Эти факты привели исследователей к совершенно правильному выводу, что многие аспекты анатомии и химии мозга изменяются в результате познавательного опыта.

Вот как описывает результаты опытов американских ученых Роджер Хок в книге «40 исследований, которые потрясли психологию» (2006): «Результаты говорят о том, что мозг крыс, выращенных в обогащенных условиях, отличается от мозга крыс, выращенных в обедненных условиях, во многих отношениях. Кора головного мозга - это та часть мозга, которая отвечает на воздействия окружающей среды и контролирует движение, память, обучение и чувственное восприятие (зрение, слух, осязание, обоняние). Кроме того, уровень активности упомянутого выше фермента нервной системы, ацетилхолинестеразы, оказался выше у крыс с обогащенным жизненным опытом» (Хок, 2006, с.36). «У двух групп животных, - подчеркивает Р.Хок, - не было выявлено значительной разницы в числе клеток мозга (нейронов), но в обогащенных условиях у крыс развивались нейроны большего размера. С этим связаны и данные о том, что соотношение РНК и ДНК - веществ, играющих важнейшую роль в росте клеток мозга, - было выше у крыс с обогащенным опытом. Это говорит о том, что у этих животных уровень химической активности мозга был выше» (там же, с.36). Об этом же сообщают В. Венгар и Р. Поу в книге с интригующим названием «Неужели я гений» (1997): «В стимулирующей среде крысы не только дожили до трех лет (что соответствует примерно девяноста годам человека), но у них увеличились и размеры мозга. Между нервными клетками вырос целый лес новых соединений в форме дендритов и аксонов - тонких разветвленных структур, передающих электрические сигналы от одной нервной клетки (нейрона) к другой. Крысы, обитавшие в обычных клетках, умирали раньше. Их мозг имел значительно меньше межклеточных соединений, чем у стимулировавшихся собратьев, и в какой-то момент развитие животных остановилось вовсе» (В. Венгар, Р. Поу, 1997). Тот факт, что животные, выращенные в активно стимулирующем окружении, по развитию и биохимическим особенностям мозга отличаются от животных, выращенных в условиях с низкой информационной стимуляцией, позволяет осознать реальное значение среды и окружения в функциональной активности мозга. Имеются и другие данные о влиянии обучения на физические особенности мозга. Так, например, Д. Палмер и Л. Палмер в книге «Эволюционная психология» приводят следующие данные, полученные с помощью магнитно-резонансной томографии мозга (МРТ-метода). «Неврологические исследования, - констатируют они, - показали, что интенсивная практика игры на музыкальных инструментах приводит к заметному увеличению участков коры головного мозга, слоя серого вещества, наиболее тесно связанного с высшими мозговыми функциями. МРТ-исследования свидетельствуют, что у музыкантов, начавших заниматься музыкой до 7 лет, мазолистое тело на 10-15% толще, чем у людей, не занимающихся музыкой или начавших изучать ее позже этого возраста» (Д.Палмер, Л.Палмер, 2003, с.89).

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)