3 Июля 2010

Результаты исследования и воспитания слепоглухонемых детей

Впечатляющим примером высокой значимости средовых влияний на формирование психики человека являются исследования отечественных педагогов И.А. Соколянского (1889-1960) и А.И. Мещерякова (1923-1974). Эти ученые на протяжении длительного времени занимались воспитанием детей, лишенных слуха, зрения и речи, в специальной школе-интернате, расположенной в подмосковном Загорске. Приступая к исследованию, они совершенно не были уверены в том, что им удастся приобщить индивидов со столь серьезными физическими дефектами к основам культуры и научить их полноценно, вполне самостоятельно мыслить и разбираться в самых сложных научных вопросах. Первоначально казалось, что одновременное отсутствие от рождения важнейших способностей восприятия и выражения вовне - зрения, слуха и речи - должно приводить к формированию совершенно искаженной схемы восприятия и неадекватной картины мира. Однако итоги тонкой и кропотливой педагогической работы превзошли самые смелые ожидания. У слепоглухонемых детей при соответствующей помощи воспитателя закономерно формировалась практически столь же полноценная и многогранная картина мира и способность понятийного мышления, как и у обычных людей. Исследования Соколянского и Мещерякова находились под пристальным вниманием известного философа Э.В. Ильенкова, который увидел в этом многолетнем эксперименте важный научный результат, свидетельствующий в пользу колоссальной роли среды в формировании интеллекта. Данный эксперимент показал, что ученики старших классов школы-интерната для слепоглухонемых в Загорске усваивают программу средней школы примерно теми же темпами, что и их зрячеслышащие сверстники, а по уровню интеллектуального и нравственного развития не только не уступают им, но и обнаруживают зачастую бесспорные преимущества. Указанные ученики демонстрируют безупречную грамотность - орфографические и синтаксические ошибки встречаются в их сочинениях не чаще, чем опечатки в академических изданиях. Они приобретают свободу владения русской речью, ее многообразными стилистическими средствами. Обращает на себя внимание богатая и точная лексика, послушно выражающая тончайшие оттенки индивидуальных настроений и впечатлений. Как указывает Э.В. Ильенков в статье «Психика человека под «лупой времени» (журнал «Природа», 1970, № 1), «разговаривая с воспитанниками Загорской школы или читая написанные ими строки, вы можете быть уверены, что за каждым словом тут стоит ясная и всегда самостоятельно продуманная мысль. Таковы они все и, что не менее важно, во всем, в том числе и в усвоении учебных программ. Дело тут не только и даже не столько в темпах усвоения знаний, сколько в его качестве, в глубине и основательности овладения принципами интеллектуальной и нравственной культуры. «Нормальная» школа с ее педагогикой такого уровня добивается, как все мы хорошо знаем, далеко не всегда. Это обстоятельство и позволяет видеть в работе Соколянского-Мещерякова не сугубо специальный клинический случай, интересный лишь для специалиста дефектолога, а особый случай человеческого развития, на котором могут и должны быть прослежены в их «чистой» - незамутненной и не загороженной подробностями - форме некоторые фундаментальные закономерности формирования нормальной человеческой психики» (Э.В. Ильенков, 1970). Э.В.Ильенков отметил, что развитие слепоглухонемого ребенка предоставляет в руки исследователя богатейший материал для решения конкретных психологических проблем, демонстрируя как бы в чистых лабораторных условиях, которые можно строго зафиксировать, все узловые точки становления человеческой психики - моменты возникновения таких феноменов, как самосознание, рефлексия, воображение, мышление, нравственное чувство и т.д. Э.В. Ильенков подчеркивал, ссылаясь на оценку лауреата Нобелевской премии по химии Н.Н.Семенова, что работа школы Соколянского-Мещерякова является далеко еще не оцененным и не исчерпанным кладом для науки, работой, которая должна привлечь к себе более серьезное внимание, нежели то, которое ей до сих пор оказывалось. Е. Князева и А. Туробов в статье «Познающее тело» (журнал «Новый мир», 2002, № 11) завершают анализ исследований Соколянского и Мещерякова следующим выводом: «...Даже если формирование схем восприятия начинается у индивида с резкого отклонения и крайней скудости притока впечатлений, то вектор развития все равно переориентируется на максимально развернутую схему, созданную в ходе эволюции вида, подобно тому, как росток из любых положений тянется к свету» (Е. Князева, А. Туробов, 2002).

1

  1. появилась надежда

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)