4 Июля 2010

Интеллектуальные способности птиц

Значительный вклад в понимание сложных психических функций птиц внес брат В. Келера, коллега и единомышленник одного из основателей этологии К. Лоренца Отто Келер (1889-1974). О. Келер исследовал широкий круг проблем поведения животных, но основную известность получили его опыты по обучению птиц «счету», а точнее - оценке и оперированию количественными, и в особенности числовыми параметрами стимулов. При планировании своих опытов Келер исходил из предположения, что на доречевом уровне у животных существует способность количественно сравнивать группы одновременно предъявляемых предметов и оценивать число следующих друг за другом раздражителей независимо от ритма их предъявления. Базируясь на этом предположении, Келер провел эксперименты, которые подтвердили его гипотезу. В своих опытах Келер заставлял птиц делать выбор по образцу, что само по себе трудная задача, доступная главным образом высшим обезьянам. Подопытному попугаю, галке или вороне предъявляли карточку с определенным количеством точек и обучали открывать коробку с тем же числом точек на крышке независимо от их цвета, формы и взаимного расположения, которые постоянно меняли. Отдельных птиц удавалось научить решать все варианты используемых задач. В ходе этих опытов Келер обнаружил высокую способность птиц к обобщению количественных параметров стимулов, позволяющую узнавать любые стимулы, состоящие из определенного числа элементов. В опытах Келера (1956) попугаи и вороны, сформировав обобщение об определенном числе единиц, могли узнавать не только любое соответствующее множество одновременно предъявляемых зрительных стимулов, но и такое же число последовательно действующих звуковых сигналов. Наряду с этим они могли применить его, когда требовалось совершить столько действий, сколько элементов было изображено на образце. Благодаря работам О. Келера «счет» у животных сделался такой же моделью для изучения зачатков мышления, как орудийная и конструктивная деятельность. Эксперименты Келера подвергались критике по поводу недостаточно высокого уровня контроля. Однако повторение их с помощью видоизмененных методик, включающих компьютерный контроль за выполнением экспериментов, подтвердило полученные ранее результаты. Так, в одном из экспериментов голубей учили в камере Скиннера клевать один из двух ключей с нанесенными на них точками. Количество точек различалось лишь на одну. Если они клевали ключ с большим числом точек, то получали вознаграждение, а с меньшим - наказание (в камере выключали свет и опыт на короткий период прекращали). Голуби оказались способны отличать множества в пределах 7-ми точек.

Похожие исследования провел Уилсон с соавторами (1985). Для изучения способности птиц к обобщению по признаку «сходство» Уилсон с коллегами сначала обучал галок выбору по образцу стимулов (предметов) разного цвета, а в тесте на перенос использовал карточки, поверхность которых была покрыта разным типом штриховки. Оказалось, что в этом случае галки справились с тестом на перенос при первых же предъявлениях новых стимулов. Это означает, что у них произошло обобщение признака «сходство», они смогли сформировать единое правило выбора, общее для разных категорий признаков. Они абстрагировались от конкретных особенностей стимулов. Галки, решившие тест на перенос при первых же предъявлениях, выбирали образец не по частному правилу «сходство по цвету», а по более отвлеченному правилу «сходство вообще», применимому к любым стимулам.

Способность птиц к обобщению числовых параметров среды исследовалась З.А. Зориной и А.А. Смирновой. В качестве объектов исследования выступали вороны. При этом ученые использовали несколько методик, направленных не на выработку определенной реакции на конкретный стимул, а на выделение общего для разных стимулов признака и формирование отвлеченного правила выбора. Они исходили из того, что если при первых же предъявлениях новых стимулов животное легко решает задачу, значит, оно усвоило такое правило и способно к обобщению. Полученные данные позволили им сделать вывод, что не только у высших приматов, но и у некоторых птиц довербальное мышление достигло в своем развитии того промежуточного этапа, который, по мнению Л.А. Орбели, позволяет использовать символы вместо реальных объектов и явлений и который в эволюции предшествовал формированию второй сигнальной системы. З.А. Зорина и А.А. Смирнова обнаружили у ворон способность выявлять аналогию между разными стимулами в условиях, когда между последними не было никакого физического сходства, но один из стимулов соответствовал образцу по соотношению размера, формы или цвета составляющих элементов. Понятие довербального мышления ввел еще О. Келер. З.А. Зорина трактует довербальное мышление как стадию развития психики животных, когда на основе процессов обобщения и абстрагирования у них могут формироваться довербальные понятия - информация о свойствах предметов и явлений, хранящаяся в памяти в более или менее отвлеченной форме. Довербальное мышление животных определяет их способность к переносу правильных выборов на более широкий диапазон стимулов, в том числе стимулов других категорий и других модальностей. Пример формирования у животных довербальных понятий - опыты Уилсона (1985), в которых галки, обученные выбору по образцу, давали правильные ответы на новые стимулы совершенно другой категории (не цвет, а разные типы штриховки). Подробное описание экспериментов З.А. Зориной и А.А.  Смирновой, в которых анализируется способность птиц к «счету» и обобщению, содержится в их статье «Умеют ли вороны считать?» (журнал «Природа», 2001, № 2).

Известно, что у человека за способность к счету отвечают некоторые области коры головного мозга, в частности нижнетеменная. Коль скоро птицы тоже способны считать, следует признать, что функция счета выполняется у них иными структурами мозга. Этот вывод подсказывается тем, что мозг птиц устроен иначе, чем у высших млекопитающих. Отсюда видно, что фундаментальные свойства интеллекта способны реализовываться у разных видов животных с самой разной архитектурой нервной системы.

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)