14 Июля 2010

Изучение наличия биологических различий между людьми по уровню развития интеллекта

Проведенное исследование процесса возникновения новых научных идей показало, что выдающиеся ученые используют в своем творчестве мыслительные процедуры, доступные каждому человеку, обладающему здоровым мозгом. Представления различных исследователей о существовании генетических структур, обусловливающих талант и гениальность, то есть о наличии биологических различий между людьми по уровню развития интеллекта не находят фактического подтверждения. Высокая плотность талантов в некоторых родословных, на что указывал Ф. Гальтон, объясняется повторением условий (способов) воспитания и образования, их культивированием в этих родословных из поколения в поколение. Сходство психологических свойств однояйцевых (монозиготных) близнецов, которое рассматривал С. Берт и его многочисленные последователи, не может иметь особого значения, так как сам Берт и все, кто развивал его подход, не учитывали тот факт, что человеческая логика универсальна. Когда В.П. Эфроимсон отмечает значительное сходство картины электроэнцефалограммы (ЭЭГ) однояйцевых близнецов, эти данные не могут рассматриваться как аргумент в пользу биологических интеллектуальных различий. Они заслуживали бы подобного рассмотрения, если бы удалось зафиксировать влияние индивидуальных особенностей ЭЭГ на характер логического мышления людей. Однако подобного влияния никто не установил. Даже с теоретической точки зрения понятно, с какими парадоксальными явлениями нам пришлось бы столкнуться, если бы генетически закрепленные особенности ЭЭГ изменяли логику человека, ограничивали круг доступных для него схем (форм) мышления. Разнообразные виды тестов, первые из которых разработаны еще в начале 20 века, также не доказывают, что уровень интеллекта является неизменной величиной, данной человеку при рождении. Показана возможность реально увеличить коэффициент интеллекта (IQ), выявляемый тестами, то есть возможность обучения успешному решению тестовых задач. Тесты IQ оценивают не врожденный интеллект, а уровень образования (богатство эрудиции) человека, использование которого и позволяет решать задачи тестов. Результаты ретроспективного тестирования деятелей науки прошлого на основе анализа их трудов оказались обескураживающими. Так, интеллект М. Фарадея, без открытий которого трудно представить современную науку, при ретроспективном обследовании по методике Векслера получил весьма низкую оценку. Низкую оценку при тестологическом обследовании получил и известный американский ученый Л. Оргелл, который внес существенный вклад в проблему возникновения первых форм жизни на Земле.

Тестовые методики в нейробиологии

Разнообразные тестовые методики могут оказаться полезными для нейробиологов, которые изучают мозг людей и животных с применением методов магнитно-резонансной (МРТ) и позитронно-эмиссионной (ПЭТ) томографии. Об этом говорят сами специалисты, занимающимися подобными исследованиями. Таким образом, мы используем тесты не там, где они могут быть продуктивными: они пригодны для нейробиологических исследований, когда исследуется работа различных центров (структур) мозга в ситуации предъявления испытуемому тех или иных тестовых задач, и совершенно непригодны для доказательства идеи о существовании наследственных факторов таланта и гениальности.

Альтернативное тестирование

Необходимо шире использовать способ альтернативного тестирования, введенный в обиход науки лауреатом Нобелевской премии Гербертом Саймоном, который совместно со своими коллегами предлагал испытуемым решать задачи, над которыми в свое время трудились известные ученые. Саймон продемонстрировал, что если человеку сообщается информация, достаточная для того, чтобы сделать из нее ряд правильных выводов (именно такой информацией обычно и владеют ученые накануне открытия), то задача будет успешно решена независимо от того, какими генами вас наделила природа.

Медицинские меры для искусственного увеличение числа гениев

Коль скоро гениальность не определяется наследственными структурами, медицинские меры, предлагавшиеся Ф. Гальтоном для улучшения человеческого рода, для искусственного увеличения числа интеллектуально незаурядных людей, не могут быть успешными. Это подтвердил многолетний эксперимент Роберта Грэхема, не пожалевшего средств на создание банка спермы лауреатов Нобелевской премии и тех, кто просто имеет высокий коэффициент интеллекта с точки зрения уже упоминавшихся тестов. Как мы ранее указывали, Р. Грэхем добровольно финансировал кампанию, при которой любая женщина, если она сама этого пожелает, могла путем искусственного оплодотворения стать матерью будущего обладателя сверхвысокого интеллекта. Некоторые генетики предупреждали Р. Грэхема о том, что современная наука не владеет способом (системой) «перезаписи гениальности» на генном уровне, поэтому трата денег может оказаться напрасной. Но Грэхем не стал прислушиваться к этим предупреждениям, продолжая финансировать проект. Когда были подведены окончательные итоги эксперимента по искусственному выращиванию гениев, который проводился с 1980 по 1999 годы, американские ученые сообщили о полном его провале. Из 200 детей, родившихся от Нобелевских лауреатов при помощи искусственного оплодотворения, только один показал выдающиеся способности. Но и он, единственный наследник высокого интеллекта (хотя и в этом можно сомневаться, поскольку непонятно, на основании каких критериев оценивался его интеллект) не оставил после себя трудов, несущих на себе печать экстраординарных интеллектуальных способностей. Дети, родившиеся за все время опытов, ничем не отличались от своих сверстников.

Психологические характеристики и воспитание

Описано огромное множество психологических характеристик, которые зарекомендовали себя как способствующие творческому успеху. Среди них наблюдательность, оригинальность, независимость в суждениях, богатство внутреннего мира, любовь к сложным ситуациям, доброжелательность, открытость, автономия, склонность к уединению, личностная гибкость, потребность в новизне, увлеченность работой, умение терпеть неопределенность, готовность преодолевать препятствия, широта интересов, нетерпимость к рутине, повышенное стремление к самоутверждению. Все эти качества личности приобретаются путем воспитания и образования, поэтому все они могут стать «принадлежностью» обычного человека, не наделенного изначально каким-то экстраординарным творческим потенциалом.

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)