9 Апреля 2012

Идея о существовании эгоцентрической речи

Ж. Пиаже (1921) сформулировал идею о существовании эгоцентрической речи, а чуть позже (1923) развил представление о том, что эгоцентрическая речь противостоит социализированной речи, которая постепенно вытесняет первую, опираясь на аналогию с результатами, полученными психологом С. Шпильрейн. С. Степанов в книге «Век психологии: имена и судьбы» (2002) констатирует: «…Именно влияние Шпильрейн помогло Пиаже осознать реальный круг своих профессиональных интересов. Сразу же он начинает серию опытов, которые открывают эпоху в экспериментальных исследованиях психологии развития. В 1923 г. выходит его знаменитая книга «Речь и мышление ребенка». В этой работе эгоцентрическая речь противопоставляется социализированной речи, которая постепенно вытесняет первую. За год до своей встречи с Пиаже, в 1920 г. Сабина Шпильрейн делала доклад на 6 Международном психоаналитическом конгрессе в Гааге. Доклад в сокращенном виде был опубликован в официальном органе Международной ассоциации. Он называется «К вопросу о происхождении и развитии речи». Шпильрейн рассказала коллегам, что есть два вида речи – аутистическая речь, не предназначенная для коммуникации, и социальная речь. Аутистическая речь первична, социальная речь развивается на ее основе. В статье 1923 г. «Некоторые аналогии между мышлением ребенка, афазическим и бессознательным мышлением» Шпильрейн продолжает свои рассуждения, выстраивая ту систему аналогий (аутистическая речь ребенка – мышление при афазии – фрейдовское бессознательное), которая будет иметь ключевое значение для последующей психологии столетия (Степанов, 2002, с.199). Таким образом, идея эгоцентрической речи возникла у Пиаже по аналогии с предположением С. Шпильрейн о наличии аутистической речи. Не лишено смысла отметить, что гипотеза Пиаже о синкретизме как основном свойстве детского мышления возникла по аналогии с работами Клапареда. В книге «История психологии» (1997) Ярошевский отмечает: «Исследуя формирование интеллектуальной сферы детей, Клапаред открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм, то есть нерасчлененность, слитность детских представлений о мире. Он утверждал, что психическое развитие продвигается от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его назначения, что уже является следствием развития логического мышления» (Ярошевский, 1997, с.160).

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)