9 Апреля 2012

Идея о существовании эгоцентрической речи

Ж. Пиаже (1921) сформулировал идею о существовании эгоцентрической речи, а чуть позже (1923) развил представление о том, что эгоцентрическая речь противостоит социализированной речи, которая постепенно вытесняет первую, опираясь на аналогию с результатами, полученными психологом С. Шпильрейн. С. Степанов в книге «Век психологии: имена и судьбы» (2002) констатирует: «…Именно влияние Шпильрейн помогло Пиаже осознать реальный круг своих профессиональных интересов. Сразу же он начинает серию опытов, которые открывают эпоху в экспериментальных исследованиях психологии развития. В 1923 г. выходит его знаменитая книга «Речь и мышление ребенка». В этой работе эгоцентрическая речь противопоставляется социализированной речи, которая постепенно вытесняет первую. За год до своей встречи с Пиаже, в 1920 г. Сабина Шпильрейн делала доклад на 6 Международном психоаналитическом конгрессе в Гааге. Доклад в сокращенном виде был опубликован в официальном органе Международной ассоциации. Он называется «К вопросу о происхождении и развитии речи». Шпильрейн рассказала коллегам, что есть два вида речи – аутистическая речь, не предназначенная для коммуникации, и социальная речь. Аутистическая речь первична, социальная речь развивается на ее основе. В статье 1923 г. «Некоторые аналогии между мышлением ребенка, афазическим и бессознательным мышлением» Шпильрейн продолжает свои рассуждения, выстраивая ту систему аналогий (аутистическая речь ребенка – мышление при афазии – фрейдовское бессознательное), которая будет иметь ключевое значение для последующей психологии столетия (Степанов, 2002, с.199). Таким образом, идея эгоцентрической речи возникла у Пиаже по аналогии с предположением С. Шпильрейн о наличии аутистической речи. Не лишено смысла отметить, что гипотеза Пиаже о синкретизме как основном свойстве детского мышления возникла по аналогии с работами Клапареда. В книге «История психологии» (1997) Ярошевский отмечает: «Исследуя формирование интеллектуальной сферы детей, Клапаред открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм, то есть нерасчлененность, слитность детских представлений о мире. Он утверждал, что психическое развитие продвигается от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его назначения, что уже является следствием развития логического мышления» (Ярошевский, 1997, с.160).

Иностранные языки сегодня становятся все востребованное. Первым делом это конечно английский и немецкий языки. Если вы пока не знаете, как выучить немецкий язык, рекомендуем вам сделать это посредством удобных видео уроков. Опытный преподаватель Оксана Васильева обучит вас всем тонкостям немецкого языка.

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)