3 Июня 2014

Основные механизмы творческого мышления и восприятия. Аналогия К.Дункера и М.Вертгеймера

Карл Дункер и Макс Вертгеймер высказали идею о том, что основными механизмами творческого мышления являются принципы переструктурирования ситуации, близости, сходства, непрерывности и замкнутости гештальта, по аналогии с тем, что основными механизмами восприятия являются те же принципы. «Итак, - пишут психологи В.Н.Дружинин и Д.В.Ушаков, - в центре мышления Дункер поместил явления переструктурирования, инсайта. В области мышления механизмы этих явлений оказываются менее ясными, чем в области восприятия. В восприятии же гештальтпсихологам… удалось установить достаточно четкие законы хорошей формы, к которой стремится перцептивный образ: близости, сходства, непрерывности, замкнутости. Примерно то же самое Вертгеймер, Келер и Дункер хотели сделать и в отношении мышления…» («Когнитивная психология» под ред. В.Н.Дружинина и Д.В.Ушакова, 2002).

Принцип близости утверждает, что чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонны группировать их вместе. Принцип сходства гласит о том, что сходные объекты группируются в единый образ. Согласно принципу непрерывности (принципу хорошего продолжения), элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигура. В соответствии с принципом замкнутости, если контур фигуры имеет разрывы, то мы склонны как бы заполнять их, дополнять фигуру до целостного образа. Вот эти принципы известные гештальтпсихологи и пытались по аналогии перенести из теории восприятия в теорию мышления.

admin

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)