3 Марта 2015

«12 вариаций на тему оперы «Волшебная флейта» и Пятая симфония Бетховена

Л.Бетховен (1798) создал один из известных вариационных циклов в результате того, что по аналогии заимствовал и обработал музыку из оперы Моцарта «Волшебная флейта» (1791). Этот цикл называется «12 вариаций на тему оперы «Волшебная флейта».

Э.Лайнсдорф в книге «В защиту композитора» (1988) отмечает: «Бегло просмотрев темы многих вариационных циклов Бетховена, мы обнаруживаем среди них и короткие мелодии из давно забытых оперетт, и темы из «Волшебной флейты» (Лайнсдорф, 1988, с.43). Э.Эррио в книге «Жизнь Бетховена» (1968) говорит о произведениях Бетховена: «В Andante cantabile мы можем распознать благодатное влияние «Дон-Жуана», ну а в Рондо, быть может, и «Волшебной флейты»; впрочем, сам автор отрицал это. К той же эпохе относятся и восхитительные Вариации для виолончели и фортепиано на тему дуэта из «Волшебной флейты» (Э.Эррио, 1968).

Л.Бетховен в процессе работы над своей Пятой симфонией, иначе называемой Симфонией до минор (1808), по аналогии перенес в нее музыку «Финала» из Симфонии соль минор Моцарта, то есть из его Симфонии № 40, которая относится к числу наиболее популярных произведений Моцарта и была завершена композитором в 1788 году.

Об этой аналогии Бетховена пишет английский историк Робин Коллингвуд в книге «Принципы искусства» (Москва, 1999), а именно в главе ХII «Искусство как язык», в § 7 «Сотрудничество между художниками». Говоря о людях, которые ошибочно считают, будто работа художника должна быть совершенно оригинальной, исключающей заимствования у других творцов, Р.Коллингвуд аргументирует: «Их поражает то, что Гендель переписывал в свои работы целые такты из Арне, что «Скерцо» из Симфонии до минор Бетховена начинается воспроизведением «Финала» из Симфонии соль минор Моцарта, переведенным в другую тональность…» (Р.Коллингвуд, 1999). Далее Р.Коллингвуд высказывает мысли, с которыми можно согласиться лишь наполовину: «Пусть писатели, музыканты, живописцы обеими руками тянут все, что могут использовать, отовсюду, где это можно найти. И если кому-то не по душе, что у него крадут его драгоценные идеи, выход очень прост. Он может держать свои идеи при себе и никогда их не публиковать, и у публики, вероятно, будут все основания быть ему признательной» (Р.Коллингвуд, 1999). Отметим, что Арне, у которого заимствовал некоторые мелодии Гендель, есть не кто иной, как Томас Августин Арне (1710-1778) – английский композитор, который считается наиболее крупным и влиятельным композитором после Генри Перселла.

admin

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)