12 Июля 2010

Аналогия Арканджело Корелли и Гектора Берлиоза

Арканджело Корелли создал свое произведение «Пастораль», являющееся финальной частью его «Рождественского концерта» (Концерта № 8), в результате того, что по аналогии заимствовал основную мелодию произведения из итальянского народного фольклора. Позже Гектор Берлиоз включит пасторальную мелодию, взятую из «фонда» народного музыкального творчества, в свою «Фантастическую симфонию» (1830). К. Кузнецов и И. Ямпольский в книге «Арканджело Корелли» (1953), обсуждая явления заимствования композитором фольклорного материала, пишут: «Пастораль» Корелли относится к области тех же явлений. Она навеяна подлинной народной музыкой, наигрышами итальянских «пифферари», флейтистов, гобоистов, волынщиков; на праздники они спускались с гор в Рим и услаждали слушателей на улицах, площадях. Игру «пифферари», спустя столетие, ярко описал в своих «Мемуарах» Берлиоз, использовавший их мелодии в «Сельской сцене» своей «Фантастической симфонии» (К. Кузнецов, И. Ямпольский, 1953).