2 Июля 2010

Гениальность как сублимация

Зигмунд Фрейд пытался объяснить гениальность как результат сублимации неудовлетворенных желаний, превращения физиологических влечений в любовь к исследованию и познанию. Согласно Фрейду, талант представляет из себя врожденное умение сублимировать свои глубинные сексуальные комплексы. Такая сублимация приводит к тому, что энергия личности получает новое направление: она превращается в энергию творческого поиска. В своем эссе «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» (1910) Фрейд говорит, что аффекты да Винчи были обузданы и подчинены стремлению исследовать. «На самом деле, - отмечает Фрейд, - Леонардо не был бесстрастен; он не лишен был этой божественной искры, которая есть прямой или косвенный двигатель всех дел человеческих. Но он превратил свои страсти в одну страсть к исследованию; он предавался исследованию с той усидчивостью, постоянством, углубленностью, которые могут исходить только из страсти, и на высоте духовного напряжения достигнув знания, дает он разразиться долго сдерживаемому аффекту и потом свободно излиться...» (Фрейд, 1991, с.5).

Психоаналитики школы А.Адлера считали великие творческие достижения результатом действия механизма компенсации за действительные или мнимые недостатки. Так, по их мнению, Демосфен стал величайшим оратором, стремясь компенсировать недостатки своей речи. Бетховен стал непревзойденным композитором по причине глухоты, сосредоточивая внимание на слуховом опыте, непрестанно и интенсивно тренируясь.

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)