3 Июля 2010

Личностные особенности выдающихся ученных

Одновременно с тестированием интеллекта развивалось научное направление, преследующее цель раскрыть природу гениальности через изучение личностных особенностей выдающихся ученых. С самого начала было обращено внимание на многочисленные свидетельства того, что успех в науке требует определенной ориентации личности, а ученые - это люди весьма специфического психологического склада. К. Кокс (1926), ученица Гальтона, выявила такие психологические предпосылки успеха в науке, как сильный характер, уверенность в своих способностях, сильная и устойчивая мотивация и т.п. К их поиску приложили руку и сами выдающиеся ученые - такие, как химик В. Оствальд (1910). Начало «новой волне» исследований положил труд А. Рои (1953), которая отобрала 64 известных ученых - физиков, биологов, психологов и антропологов, подвергнув их всестороннему обследованию. Ей не удалось обнаружить каких-либо специфических особенностей своих подопечных кроме одной - ненасытной любознательности и огромного интереса к исследовательской деятельности. В дальнейшем исследователи выявили неисчислимое множество психологических характеристик, которые зарекомендовали себя как способствующие творческому успеху. Среди них наблюдательность, оригинальность, независимость в суждениях, богатство внутреннего мира, любовь к сложным ситуациям, доброжелательность, открытость (Баррон, 1969), автономия, личностная гибкость, потребность в новизне, увлеченность работой (Мансфелд, Буссе, 1981), толерантность к неопределенности, готовность преодолевать препятствия, потребность в самосовершенствовании, готовность рисковать, потребность в признании (Стернберг, 1988), богатое воображение, развитое эстетическое чувство, сензитивность, цельность натуры, оптимизм (Вальберг, 1988), широта интересов, неординарность поведения, эмоциональность (Тардиф, 1988), восприимчивость, социальная гибкость, чувство юмора, упорство и настойчивость, нетерпимость к рутине (Микер, 1978), интровертированность, инициативность (Чамберс, Баррон, 1978), умение разрешать сложные ситуации, способность оперировать неопределенными понятиями, неприятие традиций, склонность к бунтарству, повышенное стремление к самоутверждению (Лук, 1978) и др. Резюмируя результаты этих исследований, А.В. Юревич в книге «Социальная психология науки» (2001) пишет: «...Оказалось, что с успехом в науке коррелируют практически все «хорошие» качества личности, что вписывается в формулу «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». Когда почти любая позитивная характеристика личности обнаруживает связь с ее творческим потенциалом, информативность каждой конкретной связи, а значит, и результативность соответствующего способа объяснения творчества выглядят сомнительными» (Юревич, 2001, с.104). «...Какие-либо специфические личностные предпосылки именно научного творчества, - поясняет А.В. Юревич, - путем изучения отдельных личностных черт выдающихся ученых выявить не удается» (там же, с.104).

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)