13 Июля 2010

Аналогия Иоганна Себастьяна Баха, часть 10

И.С. Бах создал одну из своих органных фуг путем заимствования двух небольших мелодий из трио-сонаты Арканджело Корелли h-moll. Т. Ливанова в 1-ом томе книги «История западноевропейской музыки до 1789 года» (Москва, 1983) пишет о трио-сонатах Корелли, послуживших образцом для Баха: «Не случайно Бах заимствовал из трио-сонаты Корелли h-moll две короткие темы Vivace для одной из своих органных фуг (BMV 579)» (Т.Ливанова, 1983). Об этом же Т. Ливанова сообщает и во 2-ом томе той же книги (Москва, «Музыка», 1982), добавляя, что И.С. Бах заимствовал не только у А. Корелли, но и у Дж. Легренци. Т. Ливанова пишет о Бахе: «Главное место среди его органных сочинений занимают прелюдии (фантазии, токкаты) – фуги как крупные формы и обработки хоралов как преимущественно мелкие формы. В числе ранних фуг Баха две написаны на заимствованные темы – Дж.Легренци (№ 574) и А. Корелли (№ 579)» (Ливанова, 1982, с.74). Реконструкцию Т. Ливановой дополняет и делает ее более достоверной А. Швейцер в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1965): «В дальнейшем не только совершенствуется органная техника Баха, но что важнее – музыкальное строение становится ясным и пластичным, чего Бах не мог встретить ни у Букстехуде, ни у Фрескобальди, а только у итальянских мастеров – Легренци, Корелли и Вивальди. В Германии тогда впервые познакомились с этими композиторами; Бах ревностно изучал их» (Швейцер, 1965, с.196). «…Через итальянцев, - подчеркивает А. Швейцер, - Бах освобождается от влияния Букстехуде, воскрешает и преображает идеалы, которые воодушевляли немецкую органную музыку в течение двух поколений» (там же, с.197). В другом месте своей книги А. Швейцер раскрывает следующие аналогии-заимствования Баха: «Бывало и так, что Бах заимствовал только тему, разрабатывал же совершенно самостоятельно. Известно, что тема органной фуги c-moll (IV, № 6) взята у Легренци (1626-1690); тема небольшой фуги h-moll (IV, № 8) принадлежит Корелли (1653-1713). У Альбинони (1674-1745) заимствованы темы двух клавирных фуг. Сейчас, конечно, трудно установить, сколько тем возникло у него под влиянием чужих идей. Во всяком случае их больше, чем это можно было предположить» (Швейцер, 1965, с.144).

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)