13 Июля 2010

Аналогия Иоганна Себастьяна Баха, часть 6

Иоганн Себастьян Бах создал ряд замечательных клавирных произведений (произведений, исполненных на клавире) благодаря тому, что по аналогии заимствовал мелодии скрипичных концертов Вивальди, приспособив их для клавира. И. Белецкий в книге «Антонио Вивальди» (1975) пишет: «Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего, немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И.С. Баха, величайшего немецкого композитора 1-й половины ХVIII века. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, ее автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна» (И. Белецкий, 1975). «…Бах вскоре, - повествует И. Белецкий, - почувствовал необходимость в некоем руководстве, которое привело бы в порядок его музыкальные мысли». «Таким руководством, - пишет Форкель, - ему послужили появившиеся тогда впервые скрипичные концерты Вивальди. Он слышал, что их часто превозносят как отличные музыкальные пьесы, и напал на счастливую мысль приспособить их все для клавира. Он изучил логику музыкальных мыслей, их взаимоотношение, смену модуляций и многое другое. Переработка мыслей и пассажей, приспособленных для скрипки, но не соответствующих особенностям клавира, научила его мыслить чисто музыкально…» (И. Белецкий, 1975). «Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, - подчеркивает И. Белецкий, - несомненно, было огромным». По словам А. Казеллы, «Бах – его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять все величие гения этого музыканта». Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кетенский период его творчества (1717-1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приемов, - оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор» (И.  Белецкий, 1975). Реконструкцию И. Белецкого дополняет и делает более весомой аргументация А. Швейцера, который в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1965) говорит о Бахе: «Несомненно, он извлек пользу у Вивальди. Он учился у него ясности и стройности построения. Благодаря итальянцам он освободился от влияния северных мастеров и их гениально растрепанной манеры. Подготавливается тот великий синтез между северным немецким искусством идей романским искусством форм, который, проходя самые разнообразные фазы в творчестве Баха, завершается, наконец, в органных произведениях последнего периода…» (Швейцер, 1965, с.144). «У того же Вивальди, - раскрывает А. Швейцер истоки музыки Баха, - Бах научился совершенной скрипичной технике, основанной на певучести. Северное скрипичное искусство, которое он до этого знал, было во многом виртуознее и величавее, но оно не умело так использовать естественные, природные преимущества инструмента. Уже сам по себе интересен тот факт, что Бах перекладывает скрипичную музыку на клавир и орган, таким образом пытаясь перенести эффекты струнных инструментов на клавишные» (там же, с.144).

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)