3 Апреля 2014

Аналогия между произведениями Моцарта и Баха

В.Моцарт в процессе своего становления в качестве композитора перенял определенные музыкальные приемы и идеи у Иоганна Себастьяна Баха и его сына Эммануила Баха. Несмотря на то, что подлинное обращение к произведениям И.С.Баха началось лишь после того, как Ф.Мендельсон исполнил его почти забытые «Страсти по Матфею», некоторые вещи великого немецкого органиста все-таки были известны Моцарту. Я.Хаммершлаг в книге «Если бы Бах вел дневник…» (Будапешт, «Корвина», 1963) повествует: «У барона ванн Свитена Моцарт получил возможность плотнее познакомиться с искусством Баха. Он писал: «Каждое воскресенье я прихожу в гости к барону ванн Свитену. Играем мы исключительно Баха и Генделя. Сейчас я как раз составляю собственную коллекцию из различных фуг Баха, причем в нее входят произведения не только Себастьяна, но и Фридеманна и Эмманула» (Хаммершлаг, 1963, с.41). Ярким примером влияния творений И.С.Баха является случай, когда Моцарт случайно услышал пение хора на музыку И.С.Баха и был настолько поражен этой музыкой, что сразу увидел в ней то, чему можно поучиться (увидел образец для подражания). Я.Хаммершлаг в книге «Если бы Бах вел дневник…» цитирует Рохлица, который как раз описывает этот случай: «Стоило хору пропеть первый такт, как Моцарт взглянул вверх, потрясенный. Через несколько тактов прокричал: «Что это такое?» В этот момент вся его душа сосредоточилась в слухе. После того, как хор умолк, он воскликнул: «Это опять что-то такое, на чем можно учиться!» Он слышал истории, что в школе, где Бах был кантором, до сих пор хранят и берегут, как настоящую святыню, полное собрание его мотетов. «Это очень правильно! Вот славно! – закричал он. – Покажите-ка мне их!» Но из-за того, что партитуры этих песен у них не было, он попросил дать ему отдельные голоса» (Хаммершлаг, 1963, с.41). А вот что нам сообщает С.Морозов в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1975): «Молодой Моцарт имел у себя ноты баховских сочинений. Исследователь творчества Моцарта Сен-Фуа приводит сведения о переложении Моцартом нескольких фуг Баха из «Хорошо темперированного клавира» для струнного квартета. Сен-Фуа пишет о благоговейном отношении Моцарта к Баху – автору фуг» (Морозов, 1975, с.60). Ему вторит Дмитрий Горбатов в статье «Еще раз о величии Баха» (альманах «Лебедь», № 410, 23 января 2005 г.): «Величие Баха – заключено в том, что любое прикосновение к его творчеству, так или иначе, изменяет музыкальную реальность. Великолепные контрапункты Моцарта это и есть прямое влияние Баха, которого тот подробнейшим образом изучил» (Д.Горбатов, 2005).

admin

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)