15 Июля 2010

Роль воспитания и окружения в развитии способностей человека

Существует множество научных данных, говорящих об огромной роли воспитания и окружения в формировании наших способностей. Большим примером значимости средовых влияний на развитие психики человека являются исследования отечественных педагогов И.А. Соколянского (1889-1960) и А.И. Мещерякова (1923-1974). Эти ученые на протяжении длительного времени занимались воспитанием детей, лишенных слуха, зрения и речи, в специальной школе-интернате, расположенной в подмосковном Загорске. Первоначально казалось, что одновременное отсутствие от рождения важнейших способностей восприятия и выражения вовне - зрения, слуха и речи - должно приводить к формированию совершенно искаженной схемы восприятия и неадекватной картины мира. Однако итоги тонкой и кропотливой педагогической работы превзошли самые смелые ожидания. У слепоглухонемых детей при соответствующей помощи воспитателя закономерно формировалась практически столь же полноценная и многогранная картина мира и способность понятийного мышления, как и у обычных людей.

Возможность планомерного увеличения числа людей, занимающихся продуктивной творческой деятельностью, доказана работами Г.С. Альтшуллера и его последователей. Создатель знаменитой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Альшуллер, проанализировав несколько тысяч технических патентов, в которых зафиксирован опыт разных изобретателей, сформулировал 40 принципов устранения технических противоречий, освоение и применение которых помогает успешно решать изобретательские задачи. Альтшуллер приложил максимум усилий для распространения и использования его методики в средних и высших учебных заведениях. Введение ТРИЗ в учебные курсы, освоение системы Альтшуллера в школах привело к росту изобретательской активности студентов. Это был не просто рост активности в сфере изобретательства. Резко увеличилось количество авторских свидетельств, выданных изобретателям за плоды их творческой деятельности. Воспитание творческих личностей с помощью ТРИЗ продемонстрировало колоссальную роль средовых влияний в развитии и совершенствовании человеческого интеллекта.

Исследования М. Розенцвейга, Э. Беннета и М. Даймонд (1972) позволили понять, какие физиологические и биохимические изменения могут происходить в мозге животных и человека под воздействием стимулирующего окружения, то есть постоянного притока разнообразной информации. Благодаря этим исследованиям стала формироваться картина того, как внешняя среда может запускать развитие определенных структурных элементов мозга. При изучении мозга крыс, выращенных в информационно обогащенной среде, выяснились интересные факты. Кора головного мозга крыс из обогащенных условий оказалась значительно тяжелее и толще. Уровень активности ферментов, обеспечивающих быструю и эффективную передачу нервных импульсов между клетками мозга, оказался выше у крыс с обогащенным жизненным опытом. В обогащенных условиях у крыс развивались нейроны большего размера. Кроме того, соотношение РНК и ДНК - веществ, играющих важнейшую роль в росте клеток мозга, - было выше у крыс с обогащенным опытом. Наконец, под большим увеличением с использованием электронного микроскопа было обнаружено, что синапсы у крыс с богатым опытом на 50% больше, чем у крыс, выращенных в обедненных условиях. Эти факты приводят к выводу, что многие аспекты анатомии и химии мозга изменяются в результате познавательного опыта.

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)