21 Июля 2014

Идея программированного (оперантного) обучения людей Б.Ф.Скиннера

Б.Ф.Скиннер (1969) сформулировал идею программированного (оперантного) обучения людей по аналогии со своими исследованиями оперантного обучения животных. Скиннер перенес изученные им принципы обучения с животных на человека.

П.Я.Гальперин в книге «Лекции по психологии» (2005) пишет: «Скиннер пришел к… заключению, что нужно разбивать сложные действия на ряд маленьких шагов, из которых сначала первый подкрепляется, потом подкрепляется первый и второй, потом первый и третий, т.е. не первый и второй, а только третий, но выполняется первый, второй, третий, а потом – подкрепление. Потом выполняется четвертый шаг, т.е. первый, второй, третий и четвертый, тут опять подкрепление. Таким образом, он пришел к процедуре, которая позволяла разработать очень сложный рефлекс у голубей и у других животных в течение одного академического часа, когда это демонстрировалось учащимся. Это неслыханно быстрое обучение. Потом эти принципы обучения Скиннер перенес и на людей. Отсюда возникла его вариация так называемого программированного обучения» (Гальперин, 2005, с.96).

Примечательно, что явление оперантного обусловливания, которое Скиннер по аналогии переносил с животных на людей, было открыто им случайно. Д.Гудвин в книге «Исследование в психологии» (2004) пишет о Скиннере: «В начале 1932 г. он изучал обусловливание и экспериментальное торможение реакций. Скиннер писал: «Первую кривую торможения я получил случайно. В эксперименте крыса нажимала рычаг, чтобы получить пищу, но в какой-то момент аппарат, выдающий кусочки еды, сломался. Меня не было в это время, и когда я вернулся, то обнаружил замечательную кривую. Крыса продолжала нажимать на рычаг, даже не получая за это пищу… Изменение поведения было более упорядоченным, чем угасание слюнного рефлекса в исследованиях Павлова, и я был ужасно взволнован. Был вечер пятницы, и в лаборатории не было никого, кому я мог бы рассказать о результатах. Все выходные я переходил улицы особенно осторожно, чтобы уберечь мое открытие и не дать ему исчезнуть в результате моей внезапной смерти» (Гудвин, 2004, с.46). Следовательно, данная аналогия Скиннера была аналогией с фактором случая.

Следует также отметить, что, разрабатывая свою теорию поведения и научения, то есть концепцию оперантного обусловливания, Б.Скиннер руководствовался аналогией и с теорией эволюции Дарвина. Т.Лихи в книге «История современной психологии» (2003) отмечает: «Взгляд Скиннера на поведение является наследником дарвиновского анализа эволюции, как часто говорил и сам Скиннер. Дарвин утверждал, что виды постоянно образуют вариантные признаки и что природа воздействует на эти признаки, чтобы отобрать те, которые вносят свой вклад в выживание, и уничтожить те, которые этого не делают. По мнению Б.Ф.Скиннера, организм подобным же образом постоянно продуцирует вариантные формы поведения. Некоторые из этих актов влекут за собой благоприятные последствия – получают подкрепление, а другие - нет» (Лихи, 2003, с.299).

admin

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)