13 Ноября 2014

Гипотеза Г.Саймона, аналогия между человеческим познанием и процессом обработки информации компьютерами

Выдающийся психолог, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1978 год Г.Саймон (1958) выдвинул гипотезу о том, что человеческое познание аналогично процессу обработки информации компьютерами, основываясь на компьютерной метафоре, которая разрешает и обосновывает проведение аналогий между деятельностью мозга человека и работой компьютера.

Н.Смит в книге «Психология: современные системы» (2007) констатирует: «Идея о том, что человеческое познание можно моделировать на вычислительных машинах, принадлежит Герберту Саймону. Его подготовка в области общественно-политических наук способствовала развитию у него интереса к механизмам принятия решений в организациях, которые он впоследствии применил по отношению к людым. Совместно со своими коллегами он разработал компьютерные модели решения задач (Ньюэлл, Шоу и Саймон, 1958, Ньюэлл и Саймон, 1961), распространив их позднее на восприятие, вербальное научение и формирование понятий и детально развив аналогию между человеком и компьютером (Саймон и Ньюэлл, 1964)» (Смит, 2007, с.114-115).

Кроме Саймона, аналогию между человеческим интеллектом и компьютером проводили такие психологи, Р.Стернберг (1966), Дж.Миллер, Е.Галантер, К.Прибрам. В книге «История психологии: от античности к современности» (2001) А.Н.Ждан пишет: «Другим вариантом концепций поведения, включающих в структуру поведения промежуточные механизмы, является теория субъективного бихевиоризма, с которой выступили Дж.Миллер, Е.Галантер, К.Прибрам. Под влиянием развития счетно-вычислительных машин и по аналогии с программами, заложенными в них, они постулировали внутри организма механизмы и процессы, опосредующие реакцию на стимул и реальность которых не вызывает сомнения. В качестве таких инстанций, связующих стимул и реакцию, они назвали Образ и План» (Ждан, 2001, с.294).

Что касается Стернберга, то он стал использовать указанную аналогию после своих экспериментов по исследованию мысленного сканирования цифр. В этих экспериментах он обнаружил, что если попросить испытуемых запомнить набор цифр, количество которых не превышает шести, а затем спрашивать у них, присутствует ли определенная цифра в этом наборе, то время, необходимое для ответа, линейно возрастает вместе с размером запоминаемого набора цифр. Выяснилось, что испытуемые тратят около 38 мс для оценки каждой цифры в наборе. Гипотеза Стернберга в дальнейшем получила название «парадигмы Стернберга». Как пишет психолог Д.Андерсон в книге «Когнитивная психология» (2002), «Стернберг обращался к компьютерной метафоре для объяснения своей теории обработки информации. Он полагал, что обработку информации в этой задаче можно сравнить с тем, как компьютеры производят сканирование» (Андерсон, 2002, с.24). Здесь аналогия Г.Саймона перекликается с аналогией Н.Винера.

Если вы хотите в совершенстве овладеть профессией визажиста, то без грамотных курсов визажиста стилиста не обойтись. Пройти эти курсы можно в школе макияжа Defiparis School, дающей качественное европейское обучение с соответствующим дипломом.

admin

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)