13 Июля 2010

Аналогия Иоганна Себастьяна Баха, часть 7

И.С. Бах создал многие свои органные произведения по аналогии с органными произведениями немецкого композитора Дитриха Букстехуде (1637-1707), игру которого на органе он неоднократно слушал в церкви святой Марии в городе Любек. И.Форкель в книге «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха» (Москва, издательство «Музыка», 1987) описывает период пребывания Баха в Арнштадте: «Здесь он с величайшим рвением принялся изучать сочинения тогдашних прославленных органистов – все, какие только можно было раздобыть; он использовал их как для повышения своего композиторского мастерства, так и для совершенствования в искусстве игры на органе. Чтобы удовлетворить свою любознательность, он даже совершил пешком путешествие в Любек, желая познакомиться там с игрой органиста церкви св.Марии Дитриха Букстехуде, чьи сочинения для органа ему уже были известны. Почти четверть года он тайком ото всех слушал игру этого в свое время очень знаменитого и поистине искусного органиста, а затем, обогащенный новыми знаниями, возвратился в Арнштадт» (И.Форкель, 1987). В.Галацкая в книге «Музыкальная литература зарубежных стран» (1978) отмечает: «Бах был взращен на хоралах Пахельбеля, и некоторые его юношеские сочинения написаны в фугированной манере Пахельбеля. Однако самое сильное и непосредственное влияние на Баха оказал Букстехуде – музыкант с сильным музыкальным талантом. Яркий драматизм его свободных композиций-фантазий, токкат, удачное сочетание смелой поэтической мысли с умелой разработкой органных форм, тяготение к монументальности стиля – все эти черты предвещают органный стиль самого Иоганна Себастьяна» (Галацкая, 1978, с.97). Е.М.Браудо в книге «Всеобщая история музыки» (1930) указывает: «С кантатами Букстехуде, несомненно, имевшими на него очень сильное влияние, Бах познакомился в 1703 году во время своего пребывания в Любеке, где Букстехуде был органистом церкви Св.Марии и устраивал в определенные дни недели духовные концерты, на которых исполнял свои кантаты» (Браудо, 1930, с.65). А.Швейцер в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1965) констатирует: «Сохранилось около двенадцати прелюдий и фуг, в которых Бах предстает гениальным учеником Фрескобальди и Букстехуде. В этих произведениях снова оживает период «бури и натиска» раннего органного искусства» (Швейцер, 1965, с.196).

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)