13 Ноября 2014

Аналогия между теорией о существовании врожденных структур и теорией врожденных идей

Выдающийся психолингвист Наом Хомский (1965) построил теорию о существовании врожденных структур, благодаря которым ребенок уже в очень раннем возрасте может усваивать грамматические правила, свойственные его родному языку, по аналогии с теорией врожденных идей Р.Декарта (1637).

Подобно мнению Декарта о наличии идей, заложенных в человеке с рождения, Хомский решил, что существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу и определяющая врожденную способность каждого человека строить неограниченное число осмысленных высказываний. Хомский бросил вызов бихевиоризму, заявив, что дети не могут учить языки только через индукцию или путем проб и ошибок.

Т.Лихи в книге «История современной психологии» (2003) пишет: «Если в 1950-х гг. кого-нибудь из психологов можно было поставить рядом с Дж.Уотсоном по степени радикальности взглядов, то это был Наом Хомский. В лингвистике Хомский возродил то, что называл рационалистической программой Декарта, предложив крайне формальное представление о языке как органе, посредством которого рассудок выражает сам себя, и воскресив представление о врожденных идеях» (Т.Лихи, 2003). «В попытке возродить картезианский рационализм в 20 веке, - подчеркивает Т.Лихи, - Хомский выдвинул нативистскую теорию научения языку, в дополнение к формальной, управляемой правилами, теории языка взрослых. Он предложил (1959, 1966), что дети обладают биологическим устройством для приобретения конкретного языка, которое руководит научением родному языку в возрасте от 2 до 12 лет. Таким образом, для Хомского, как и для Декарта, язык является уникальной принадлежностью людей» (Т.Лихи, 2003).

Г.Фоллмер в книге «Эволюционная теория познания» (1998) пишет о Н.Хомском: «В своей языковой теории возвращается он – по крайней мере, терминологически – обратно к декартовским «врожденным идеям». Языковая компетентность – те языковые знания, которыми располагает каждый нормально говорящий – покоится на врожденных структурах, генетически обусловленных языковых способностях, своего рода универсальной грамматике, лежащей в основе любого человеческого языка» (Фоллмер, 1998, с.22). «Он охотно и подробно, - продолжает Г.Фоллмер, - сравнивает свое понимание с ходами мысли философии языка 17 столетия, особенно идеями Декарта, Лейбница и других рационалистов» (там же, с.128).

Конечно, еще до этой аналогии с идеями Декарта мысль о существовании врожденных структур, определяющих языковую компетентность человека, возникла у Хомского на основе того факта, что животных нельзя обучить полноценному владению языком.

Если вы хотите в совершенстве овладеть английским языком, независимо от сферы своей деятельности, записывайтесь на курсы английского Москва вднх в центре иностранных языков «Инглиш Континентал». Здесь вас ждет широкий выбор программ и обучающих методик.

admin

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)