20 Июня 2014

Аналогия между увертюрами к опере «Дон Жуан» и «Пещера Трофонио»

В.Моцарт написал увертюру (вступление) к опере «Дон Жуан» (1787) по аналогии с увертюрой к опере «Пещера Трофонио» (1785) Антонио Сальери. Значительное мелодическое сходство двух этих увертюр обнаружил все тот же историк музыки Леопольд Кантнер. В статье «Зависть» (журнал «Знание-сила», № 1, 1999) музыковед Джон Платов подчеркивает: «Профессор Кантнер замечает, что вступлением к увертюре оперы Сальери «Пещера Трофонио» служит медленное адажио в минорном ладу, очень мрачное и очень драматичное, что совсем нехарактерно для оперы-буффа. По-прошествие двух лет Моцарт повторяет этот ход в своем «Дон Жуане», начав увертюру мрачной и медленной музыкой. Кроме того, Кантнер замечает, что обоих случаях этот мотив дублируется в самых важных эпизодах оперы. Сальери делает это в «Трофонио», Моцарт – в «Дон Жуане» (Д.Платов, 1999).

О том, какое влияние оказала на Моцарта музыка, содержащаяся в опере Сальери «Пещера Трофонио», пишет также Л.В.Кириллина в статье «Пасынок истории» (журнал «Музыкальная академия», № 3, 2000). В этой статье, произнося словосочетание «Пещера Трофонио» как «Пещера Трофония», она отмечает: «Музыкальный стиль «Пещеры Трофония» сочетает в себе непринужденный мелодизм итальянской оперы-буффа и язык австрийского волшебного зингшпиля, в котором к концу ХVIII века отчетливо проявилась тяга к волшебным сюжетам, позволявшим расцветить песенный тематизм симфоническими красками. По-видимому, сам Моцарт мог почерпнуть из этой партитуры много ценного и поучительного для себя…» (Л.В.Кириллина, 2000). Кроме того, Моцарт по аналогии перенес в оперу «Дон Жуан» мелодию популярной неаполитанской песенки. Ч.Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство» (Минск, «Поппури», 2000) описывает одну из ассоциаций Моцарта, которая свидетельствует о том, насколько полезно в нужный момент извлекать из памяти однажды услышанное или увиденное: «Моцарт при виде апельсина вспомнил народную неаполитанскую песенку, которую слышал пять лет тому назад, и тотчас же написал знаменитую кантату к опере «Дон Жуан» (Ч.Ломброзо, 2000).

Вы хотите обучиться актерскому мастерству и научиться уверенно вести себя на сцене? Записывайтесь на курсы в  театральную школу "Бенефис". Кроме того, занятия в театральной школе помогут повысить самооценку, и вы будете уверенней чувствовать себя в компании незнакомых вам людей.

admin

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)