13 Июля 2010

Аналогия Иоганна Себастьяна Баха, часть 4

Иоганн Себастьян Бах написал значительное количество гимнов благодаря тому, что по аналогии заимствовал мелодии для них из произведений других композиторов. Дж. Сэмпсон в статье «Бах и Шекспир» (журнал «Человек», № 2, 2000) пишет: «Музыка других композиторов была для Баха не только предметом изучения, но и творческим стимулом. Все свидетельства очевидцев говорят о его беспредельных возможностях в области импровизации, при этом в качестве исходной он предпочитал использовать не свою, а заимствованную где-либо тему. Любопытно, что гимны на его собственные мелодии уступают чудесной и исполненной выразительности гармонии его гимнов, созданных на чьи-либо чужие темы» (Дж. Сэмпсон, 2000). Игумен Илларион (Алфеев) в статье «В каждой музыке - Бах» («Независимая газета», 25.04.2001 г.) констатирует: «Бах не стремился быть оригинальным, не стремился во что бы то ни стало создать что-то новое. Всякий раз, садясь за новое сочинение, он, прежде всего, проигрывал для себя сочинения других композиторов, из которых черпал вдохновение» (Илларион, 2001). А. Швейцер в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1965) показывает, на чем основывалась творческая сила немецкого композитора: «Вообще, рукописные копии Баха – одно из прекраснейших свидетельств его скромности. Даже в то время, когда он уже давно перестал ощущать себя чьим-либо учеником, он продолжал переписывать Палестрину, Фрескобальди, Лотти, Кальдару, Людвига и Бернгарда Баха, Телемана, Кайзера, Гриньи, Дьюпара и многих других. Иногда удивляешься: куда девалось критическое чутье переписчика, когда он снимал для себя эти копии? Кажется непонятным: что заставляло его переписывать целые кантаты Телемана? Но ведь это были признанные всеми мастера…» (Швейцер, 1965, с.114). Далее А. Швейцер дает объяснение склонности Баха к использованию и переложению чужих музыкальных произведений: «Если же Бах, чья способность к изобретению почти безгранична, интересовался такими переложениями, то это связано с тем, что он искал, где только мог, какого-либо толчка извне для возбуждения творческого импульса, причем так было не только в юности, но и в зрелые годы. Он любил чужую музыку, почти не отдавая себе отчета в ее достоинствах, только потому, что она активизировала его художественную фантазию, иногда он просто нуждался в этом. Его современник лейпцигский магистр Пичель сообщает, что, прежде чем начать импровизацию, Бах в виде вступления играл с листа любое чужое произведение, как будто ему надо было искусственно привести в движение механизм своего изобретательского дара. Это было всем известно» (там же, с.143).

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

(Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.)

Комментатор/хотите зарегистрироваться

(Для регистрации укажите пароль и свой действующий email. Связка email-пароль позволяет вам комментировать и редактировать данные в вашем персональном аккаунте, такие как адрес сайта, ник и т.п. Письмо с активацией придет в ящик, указанный при регистрации.)

(обязательно)